Выбор проводника. Основной лайфхак (для нелюбителей много буакафф) здесь! Итак, вы решили отправиться в путешествие. И, если собственный опыт путешествий с рюкзаком не велик, представления о специфике избранного района путешествия ограничены интернетными отзывами неясной степени достоверности, вы принимаете решение о том, чтобы идти в группе с проводником. Во-первых есть на чей опыт положиться. Во-вторых так сейчас многие делают, благо вон в сети на каждом сайте посвященном путешествиям превозносятся эти….неимоверно опытные и надежные… с многолетним опытом…. зубры горного туризма...
Ну что ж, ОПЫТ.
Для проведения практически ЛЮБОГО горного путешествия проводник должен:
1. Знать
2. Уметь
3. Мочь
ЗНАТЬ 1. Маршрут продвижения группы, в том числе с необходимыми временными затратами на преодоление различных участков этого маршрута. Маршрут это основные и альтернативные пути передвижения, места промежуточного отдыха, ночлегов. Альтернативные варианты очень важны, ибо это горы, а в горах и погода бывает разная, и уровень подготовки участников не одинаковый от группы к группе, и однородность группы всегда разная. Люди бывают слабые и сильные, выносливые и не очень, психологически устойчивые и … дисбалансные. Если коротко, то проводник должен определить до куда и с какой интенсивностью ему вести в эту погоду группу данной физической кондиции.
2. В случае только угрозы возникновения нестандартной ситуации нужно знать, как
минимизировать риски. Т.е. что можно и что нельзя позволить делать участникам, если эти их действия даже всего лишь потенциально опасны. Проводник
не имеет права допустить возникновения критической ситуации, срыва участника со скальника или снежника, оверкиля на сплавном судне, например. Действия проводника должны быть
превентивны, опережать грядущие события.
УМЕТЬ. 1. Выбрать
оптимальный маршрут и график передвижения.
2. Организовать комфортные условия пребывания участников в
любых погодных условиях, на
любом участке маршрута.
3. Осуществлять постоянный контроль над
физическим состоянием участников, их
психологическим настроем.
МОЧЬ. 1. Решить любой вопрос жизнеобеспечения участников, полагаясь исключительно только на
свои собственные силы. При необходимости установить лагерь на всю группу, накормить, напоить, обогреть, вылечить. Донести пострадавшего
на себе до места, где ему больше ничего не угрожает.
2. Контролировать и
управлять ключевыми поступками каждого участника и группы в целом.
3. Делать все вышеперечисленное
вне зависимости от личного состояния. Устал, болен, травмирован, значения не имеет.
Для того, чтобы получить
ТАКОЙ опыт необходимы не год и не два
круглогодичной практики в качестве руководителя группы
в этом конкретном районе. Я не хочу сказать, что маршрут с малоопытным проводником обязательно закончится печально, совсем нет. Если погода благоприятствует, группа достаточно спортивна и однородна, то и шансы на благополучный исход достаточно велики, хоть и не стопроцентны. Но если в конце июля выпадет 30 см снега, или несколько дней подряд будут идти дожди и вспухнут реки, или ваш лагерь оказался поставлен на высоте 1200, а не на 800 метрах, и температура за бортом палатки отчетливо минусовая, если группа не контролируется проводником и участники разбредаются по окрестностям, рискуя раскидать мозги по скалам, восхождения организуются любой ценой, ради галочки, не взирая на погоду, а на подъеме обнаруживается участница с сердечной недостаточностью, идти не может, начинает замерзать….. То ваше путешествие может быть испорчено. И хорошо если без проведения спасработ.
Мы многое пытаемся копировать у Запада, часто не самое лучшее. А вот наиболее важное, к сожалению не замечаем. В школе горных гидов Шамони пригодным для самостоятельного проведения туров становятся лет через 10 практики. До этого ты подмастерье, годное только чтоб рюкзаки таскать. Увы, у нас коммерция проникла и в горный туризм.
Теперь вы знаете, каким должен же быть ваш проводник, и вам осталось только найти то агентство, с которым они сотрудничают. Вы обращаетесь в какую-нибудь компанию «туроператор активного отдыха» и вам начинают рассказывать о том, какие они все опытные и надежные. Тексты менеджеров обычно весьма похожи, поэтому анализировать их смысла нет, да и наговорить по телефону вам могут что угодно.