Более тридцати лет проводниковского стажа оставляют на тебе свой след :)
Выбор проводника.

Основной лайфхак (для нелюбителей много буакафф) здесь!

Итак, вы решили отправиться в путешествие. И, если собственный опыт путешествий с рюкзаком не велик, представления о специфике избранного района путешествия ограничены интернетными отзывами неясной степени достоверности, вы принимаете решение о том, чтобы идти в группе с проводником. Во-первых есть на чей опыт положиться. Во-вторых так сейчас многие делают, благо вон в сети на каждом сайте посвященном путешествиям превозносятся эти….неимоверно опытные и надежные… с многолетним опытом…. зубры горного туризма...

Ну что ж, ОПЫТ.
Для проведения практически ЛЮБОГО горного путешествия проводник должен:
1. Знать
2. Уметь
3. Мочь

ЗНАТЬ
1. Маршрут продвижения группы, в том числе с необходимыми временными затратами на преодоление различных участков этого маршрута. Маршрут это основные и альтернативные пути передвижения, места промежуточного отдыха, ночлегов. Альтернативные варианты очень важны, ибо это горы, а в горах и погода бывает разная, и уровень подготовки участников не одинаковый от группы к группе, и однородность группы всегда разная. Люди бывают слабые и сильные, выносливые и не очень, психологически устойчивые и … дисбалансные. Если коротко, то проводник должен определить до куда и с какой интенсивностью ему вести в эту погоду группу данной физической кондиции.

2. В случае только угрозы возникновения нестандартной ситуации нужно знать, как минимизировать риски. Т.е. что можно и что нельзя позволить делать участникам, если эти их действия даже всего лишь потенциально опасны. Проводник не имеет права допустить возникновения критической ситуации, срыва участника со скальника или снежника, оверкиля на сплавном судне, например. Действия проводника должны быть превентивны, опережать грядущие события.

УМЕТЬ.
1. Выбрать оптимальный маршрут и график передвижения.
2. Организовать комфортные условия пребывания участников в любых погодных условиях, на любом участке маршрута.
3. Осуществлять постоянный контроль над физическим состоянием участников, их психологическим настроем.

МОЧЬ.
1. Решить любой вопрос жизнеобеспечения участников, полагаясь исключительно только на свои собственные силы. При необходимости установить лагерь на всю группу, накормить, напоить, обогреть, вылечить. Донести пострадавшего на себе до места, где ему больше ничего не угрожает.
2. Контролировать и управлять ключевыми поступками каждого участника и группы в целом.
3. Делать все вышеперечисленное вне зависимости от личного состояния. Устал, болен, травмирован, значения не имеет.

Для того, чтобы получить ТАКОЙ опыт необходимы не год и не два круглогодичной практики в качестве руководителя группы в этом конкретном районе. Я не хочу сказать, что маршрут с малоопытным проводником обязательно закончится печально, совсем нет. Если погода благоприятствует, группа достаточно спортивна и однородна, то и шансы на благополучный исход достаточно велики, хоть и не стопроцентны. Но если в конце июля выпадет 30 см снега, или несколько дней подряд будут идти дожди и вспухнут реки, или ваш лагерь оказался поставлен на высоте 1200, а не на 800 метрах, и температура за бортом палатки отчетливо минусовая, если группа не контролируется проводником и участники разбредаются по окрестностям, рискуя раскидать мозги по скалам, восхождения организуются любой ценой, ради галочки, не взирая на погоду, а на подъеме обнаруживается участница с сердечной недостаточностью, идти не может, начинает замерзать….. То ваше путешествие может быть испорчено. И хорошо если без проведения спасработ.
Мы многое пытаемся копировать у Запада, часто не самое лучшее. А вот наиболее важное, к сожалению не замечаем. В школе горных гидов Шамони пригодным для самостоятельного проведения туров становятся лет через 10 практики. До этого ты подмастерье, годное только чтоб рюкзаки таскать. Увы, у нас коммерция проникла и в горный туризм.

Теперь вы знаете, каким должен же быть ваш проводник, и вам осталось только найти то агентство, с которым они сотрудничают. Вы обращаетесь в какую-нибудь компанию «туроператор активного отдыха» и вам начинают рассказывать о том, какие они все опытные и надежные. Тексты менеджеров обычно весьма похожи, поэтому анализировать их смысла нет, да и наговорить по телефону вам могут что угодно.
    На что же самое важное необходимо обратить внимание при обращении в туристическую компанию:

    1. Компания, с которой вы общаетесь, должна быть расположена максимально близко к району проведения вашего тура. Кому кажется что Пермь или, к примеру, Екатеринбург это Урал и от них рукой подать до Манараги на Приполярном Урале увы, ошибается. По прямой около 900км, по железной дороге почти столько же как и от Москвы(1600-2000км). Собираясь на Народную-Манарагу, ищите компании проводников из Сыктывкара (600км), Ухты (400км), Инты (70 км). Каким образом можно наработать проводниковский опыт по району, если чтобы только добраться до места тебе нужно двое суток?
    2. Настаивайте на том, чтобы поговорить с вашим будущим проводником лично, обсудить детали и заодно удостовериться в том, что у компании есть постоянные проводники, и они хотя бы способны общаться). Если их нет, это говорит о том, что, скорее всего вас поведет в горы индивидуум нанятый в срочном порядке из числа тех, кто не может сам набрать себе группу и готовый на любую грошовую подработку. Студент - романтик с горящим взором, девочка которую водили туда разок, местный бич бывавший в этих местах некогда на рыбалке или не бывавший вовсе. Плохой признак, если компания проводника «меняет» на другого незадолго до выхода. Это скорее всего говорит о том, что на первом этапе вам подсунули складно говорящего человечка, который и не собирался вас никуда вести.
    3. Остерегайтесь компаний предлагающих многочисленные маршруты в различные районы расположенные подчас очень далеко друг от друга. Это говорит о том, что сотрудникам компании без разницы куда вас вести. На Алтай, Саяны, Камчатку или Маньпупунёр. Общий туристский опыт наверное есть, но вот со специализацией наверняка туго. А ведь климат Кавказа и Приполярного Урала это совсем не одно и то - же?
    4. Нужно с недоверием относиться к компаниям предлагающим достаточно сложные маршруты в группе численность более 8-10 человек. Каждый опытный проводник будет всячески избегать вести группу численно выходящую за этот оптимум. Что хорошего управлять толпой разъединенной на группочки по возрасту, полу, спортивной подготовке. Если же подрядился, то скорее всего он или неопытен или совершенно не заинтересован в благополучном проведении маршрута. Для компании же набрать побольше народу в группу это просто способ увеличить прибыль и снизить издержки.
    5. Если вас информируют, что вы будете застрахованы, это означает, что компания из ваших денег потратит рублей 70 на страховой взнос и взамен получит полное освобождение, юридическое и моральное, от всякой ответственности за ваши жизнь и здоровье. Наверное это не лучшее отношение к людям которых ты повел в горы. Если страховка важна для вас – застрахуйтесь сами на приличную сумму, в этом случае у вас будет возможность взыскать с компании за ненадлежащее исполнение ею взятых на себя обязательств.
    6. Регистрация в МЧС это простой манипулятивный метод внушить уважение к предлагаемому продукту. Если что-то случится, спасатели будут работать вне зависимости от того, регистрировались вы у них или нет. Другой вопрос, что надеяться на немедленно прилетевший по звонку голубой вертолет МЧС сильно не стоит. Может и прилетит, но не МЧС. Если техника будет не на профилактике, саннормы пилотов не выработаны на плановых рейсах с нефтяниками, погода летная, остались зарезервированные на проведение спасработ летные часы, а не выкатаны по рыбалкам-охотам с важными людьми. Необходимо понимать, что помощь, оказываемая вам МЧС, может выглядеть как пара небритых, попахивающих перегаром ребят, искренне готовых помочь вам всем, чем могут, да вот только ничего не имеющих с собой для этого кроме личных рюкзаков. Вы и так взяли с собой самого лучшего спасателя из всех возможных, вашего проводника. Ну, или по крайней мере, стремились к этому?
    7. Если компания «давит вас авторитетом» в виде отзывов участников из числа прошлых походов, но не имеет иллюстрированных отчетов об проведении этих самых походов, то эти «отзывы» скорее всего могут вызвать некое недоверие, не слишком ли часто «отзывами» пытаются управлять вами?




    Я уверен, что данная рекомендация (которой Вы конечно не обязаны следовать) для многих упомянутых в ней компаний и госструктур окажется нелицеприятной. Но речь ведь идет о благополучии Вас, наших клиентов, поэтому посылаем в известном направлении всю дипломатию и пишем то, что считаем важным.
    Made on
    Tilda